Россияне постепенно привыкают к платной медицине

За услуги стоматолога уже платили или готовы платить 83% россиян. Семь лет назад их было только 55%. Аналогичная ситуация – рост доли согласных пользоваться платной помощью – отмечается практически во всех направлениях медицины. Таковы результаты изучения, проведенного аналитической компанией MAR CONSALT. В опросе участвовали 1500 городских жителей от 18 до 65 лет.

Помощи платных врачей прибегают 68%. Самыми востребованными бесплатными услугами являются: прием участкового врача (взрослого и педиатра) – 72% участников опроса, сдача анализов – 63%, прием узкоквалифицированных специалистов – эндокринолога, кардиолога, невролога – 53%. За исключением того, 54% женщин заявили, что посещают государственные (бесплатные) женские консультации.

При этом к бесплатной медицине у пациентов много претензий. Качество услуг на “хорошо” и “очень хорошо” оценивают менее трети (29%). Остальные в лучшем случае рассказывают, что качество “так себе” (42%), а еще 29% называют его “плохим” и “очень плохим”.

По сравнению с 2010 годом, когда проводился такой же опрос, жители городов, похоже, уже смирились с необходимостью оплачивать многие виды лечения. За услуги стоматолога уже платили или готовы платить 83% опрошенных (семь лет назад их было 55%). За анализы – 64% (в 2010 году – 28%). На прием и консультацию профильных специалистов согласны потратиться материально 51% (в 2010 году – 22%).

Разительный контраст во мнениях произошел с некоторыми видами медицинской помощи: например, массаж сегодня воспринимает как платную услугу почти каждый второй (48%), а семь лет назад – лишь 1 %. Оплачивать лечебные хирургические операции согласны уже 38% (раньше – только 5%), а количество готовых платить за ведение беременности и роды выросло в 20 раз: с 1% в 2010 году до нынешних 21%.

“Рынок услуг платной медицины растет. Россияне к ней уже привыкли, – констатирует руководитель департамента исследований в медицине и фармацевтике MAR CONSALT Ксения Медведева. – Частично сменилось поколение, повзрослели люди, которые уже не столь хорошо помнят систему организации здравоохранения в СССР, и им не так трудно принять факт необходимости оплачивать медицинские услуги”.

В обнародованных результатах смущает одно: участников опроса не спрашивали о стоимости медицинских услуг, какой уровень оплаты они могли бы счесть для себя приемлемым, какую долю из доходов семьи они были бы готовы направить на поддержание здоровья. Между тем, если говорить о возможности введения соплатежей за медуслуги со стороны населения, вопрос об уровне их участия остается ключевым.